Уругвай первым в мире узаконивший рекреационную коноплю в 2013 году, продолжает испытывать трудности в создании соответствующего рынка.
Правительство латиноамериканской страны, желая избежать ошибок, с самого начала установило множество ограничений.
— Они прекрасно понимают, что являются первыми в мире и поэтому хотят показать, что у них всё под контролем, — объясняет Джон Уолш, управляющий отдела политики в области наркотиков вашингтонского офиса в Латинской Америке.
Столь осторожный подход привёл к тому, что на всю страну работает всего лишь 14 аптек. Основная их часть сосредоточена вокруг столицы страны — Монтевидео. Остальные аптеки просто устали преодолевать финансовые трудности, чтобы попасть в конопляный бизнес.
Все государственные аптеки, продающие коноплю, обеспечивают товаром только две компании. Покупатель может приобрести до 40 граммов в месяц. На май этого года зарегистрировались в качестве покупателей 24 324 человека.
Поскольку экономика Уругвая завязана на долларе США, то большинство аптек имеют счета в американских банках. В свою очередь законодательство США запрещает своим банкам обслуживать счета, которые «занимаются производством, ввозом, продажей или распространением контролируемых веществ».
Поэтому аптекам приходится работать только с наличными деньгами. Кстати, аналогичная ситуация и в американских штатах, типа Колорадо и Вашингтона. Этот фактор очень мешает финансовому развитию аптек.
По мнению Уолша, наилучший выход — открыть отдельные конопляные магазины. Подобная мера помогла бы создать больше точек реализации для более равномерной продажи товара.
Но в таком случае возникнет проблема со снабжением этих магазинов. Производство конопли до сих пор неустойчиво, потому что необходимый государственный контракт имеют только два поставщика. Уругвайские аграрии относительно неопытны в выращивании конопли, поэтому немало их пробных партий, скорее всего, не будут соответствовать стандарту, и их придётся направляит на повторное культивирование.
Жителям страны, получившим разрешение на выращивании растений дома или в конопляных клубах, разрешается собирать до 480 грамм одно на зарегистрированное лицо в год, и они не могут продавать свой урожай аптекам.
Впрочем, по мнению Ханны Хетцер, главного управляющего отдела международной политики проконопляной организации Drug Policy Alliance, проект осуществляется неплохо. Просто слишком рано делать конкретные выводы.
Одной из главных задач легализации являлось уничтожение чёрного рынка. Согласно официальным данным, около 55 процентов потребителей марихуаны участвуют в легальном секторе.
— На это потребуется определённое время, — считает Хетцер.
Правительство контролирует ценовую политику в аптеках и удерживает его на уровне цен нелегального рынка, то есть 1,4 долларов США за грамм.
— Столь низкая цена препятствует развитию чёрного рынка из-за низкой прибыли, — отметил Майкл Коморн, адвокат по уголовным делам и президент Мичиганской ассоциации по медицинской конопле. — Однако у барыг есть возможность процветать за счёт туристов. Закон запрещает лицам, не имеющим уругвайского гражданства, покупать марихуану в аптеках.
Тем не менее, многие эксперты едины во мнении, что для раннего этапа развития конопляной программы дела идут хорошо, несмотря даже на трудности с банками. Эту проблему можно решить переходом на канадские банки, тем более, что Канада становится второй страной в мире, легализовавшей рекреационную коноплю.
— Вместе с Канадой Уругвай станет международным лидером в конопляной сфере, — предсказывает Коморн. — Стране этот союз принесёт большую пользу и станет началом её экономического возрождения.