КНесмотря на огромную потребность в пересадке органов, в США традиционно отказывают в этой услуге, как донорам, так и пациентам, которые употребляют каннабис.
Однако в последнее время положение начало меняться.
Ежегодно хирурги выполняют более 100 тысяч операций по пересадке почек, лёгких, печени и других жизненно важных органов. Каждые 12 минут в очередь на трансплантацию записывается новый пациент, и каждый день 21 человек умирает, так и не дождавшись подходящего трансплантата.
Спрос на органы по-прежнему превышает предложение. Около 120 тысяч пациентов ждут их более года.
Процесс отбора подходящего донора очень сложный. Врачам необходимо учитывать множество параметров, включая стадии болезни и состояние больного. Идеальное совпадение сводит к минимуму отторжение организмом инородного тела и увеличивает шансы пациента на выживание.
Доноры и пациенты, употребляющие марихуану, как правило, исключаются из этого процесса. Сегодня всё больше больных обращаются к медицинской конопле, как лекарству которое помогает облегчить их недуги. Но подобный выбор лишает их шанса попасть в список на пересадку органа. То же самое касается и доноров.
Кто решает?
В Соединённых Штатах пересадку органов в первую очередь контролируют два ведомства: Управление по санитарному надзору за продовольствием и лекарствами (FDA) и Служба обеспечения донорскими органами (UNOS). Задача UNOS — обеспечить кандидатов на трансплантацию наиболее подходящими органами, повышая их шансы на выживание.
Для этого ведомства важно только медицинские характеристики и логистика; финансовое положение, размер медицинской страховки и образ жизни пациента не учитываются.
UNOS и FDA устанавливают критерии донорства для организаций трансплантационной координации (OPO), 58 центров которых разбросаны по всей стране. Каждый из них отвечает за определённый регион.
Эти некоммерческие организации находятся на переднем крае, обеспечивая взаимодействие между больницей, донором и реципиентом.
Именно ОРО имеют право устанавливать строгие требования к донорам и пациентам. Они не допускают расовой и гендерной дискриминации, но в то же время их руководители могут устанавливать любые другие критерии для дисквалификации кандидатов.
Причём здесь каннабис?
Представители ОРО приводят немало доводов для дисквалификации потребителей конопли.
Например, взаимодействие каннабиса и медикаментов, предназначенных для терапии после пересадки органа, может привести к лёгочной инфекции. Как правило, у кандидатов на трансплантацию иммунная система уже находится под угрозой, и врачи считают, что у потребителей каннабиса значительно повышается риск грибковой инфекции во время операции по пересадке.
В штате Мэн после смерти двух реципиентов, которые курили коноплю, ввели строгую политику исключения практически всех таких пациентов из очереди на органы.
Когда анализы покажут отсутствие каннабиса, их могут опять внести в очередь.
Впрочем, в интервью CNN главный врач UNOS Дэвид Классен заметил, что на самом деле у учёных нет доказательств прямой зависимости между употреблением каннабиса и риском грибковой инфекции.
Недавно появилась статья «Марихуана и трансплантация: необходимо внести ясность», в которой учёные ссылались на результаты опроса об отношении представителей ОРО к конопле.
Респонденты отметили большую разницу между предполагаемыми рисками употребления медицинской конопли и реально наблюдаемыми осложнениями.
Другой опрос также выявил отсутствие единого мнения среди экспертов относительно употребления марихуаны пациентами после трансплантации. Приводились доводы, как «за», так и «против».
Пересадка печени
Каким образом сказывается употребление конопли после пересадки печени?
Учёные исследовали около 1000 пациентов. Об употреблении каннабиса больные признавались сами или это выяснялось в результате анализа мочи. Оказалось, почти половина реципиентов принимала коноплю, и она никак не была связана с ухудшениями здоровья после трансплантации.
Пора уже руководителям ОРО включить каннабис, как один из критериев целостного анализа для кандидатов, а не повода для их исключения.
Исследования 100 программ по пересадке печени пациентам с запущенным гепатитом или болезней на почве алкоголизма, показали, что большинству кандидатов потребовался полугодовой период воздержания прежде, чем получить разрешение на донорство.
Около 28 процентам пациентов пришлось прекратить употребление каннабиса перед операцией. Более 14 процентов из них оказались активными потребителями.
Эти результаты опросов показывают, что политика в отношении любителей конопли, алкоголя и даже наркотиков стала более гибкой, но окончательное решение по-прежнему в руках конкретной ОРО.
Пересадка лёгких и сердца
В этом отношении нет консенсуса не только среди ОРО, но и врачей во всём мире.
Международный опрос 360 поставщиков услуг по пересадке сердца из 26 стран показал, что 64 процента респондентов высказались за включение в список пациентов, лиц перенёсших терминальную стадию сердечной недостаточности, даже употребляющих легальный каннабис.
Только 27 процентов поддержали потребителей рекреационной конопли. Более 68 процентов требуют соблюдения определённого периода воздержания от каннабиса перед операцией.
Также выяснилось, что подобная политика в значительной степени определяется личным отношением и отчётностью, а не количеством научных данных.
Наука показывает, что травокуры больше подвержены риску подхватить инфекцию лёгких, эмфизему или рак, но является ли это поводом утверждать, что они плохие доноры?
Судя по результатам исследований, — нет. За шесть лет научной работы не найдено доказательств, что употребление каннабиса влияет на жизнеспособность донорских лёгких.
Пересадка почек
Другая исследовательская группа изучила ретроспективные данные одного учреждения по пересадке почек с 2000 по 2016 годы. Доноров и реципиентов разделили на группы употребляющих каннабис и не употребляющих, а потом сравнили результаты.
Никакой разницы не было. Долгосрочная функция почек была почти одинаковой.
Подобные исследования указываю на возможность увеличить резерв донорских органов.
Нужны ли доноры повышенного риска?
Учитывая острую потребность в органах и длинные очереди на их получение, некоторые страны, типа Великобритании, рассматривают возможность использовать органы доноров повышенного риска, когда у пациентов возникает крайняя необходимость в трансплантации.
По британским данным, с 2005 по 2015 год около 25 процентов больных умерли в ожидании трансплантата. Поэтому Национальное управление здравоохранения ищет любых доноров для пациентов с серьёзными лёгочными заболеваниями, типа муковисцидоза и эмфиземы.
Однако в Великобритании риск при пересадке лёгких выше, потому что тамошние травокуры предпочитают сплиффы — косяки, в которых конопля смешивается с табаком.
Американцы в основном курят джоинты — только шишки без примесей.
Разумеется, у каждой медали две стороны.
В случае лёгочной трансплантации, зачем реципиенту менять одно больное лёгкое на другое?
Однако до сих пор нет научных доказательств, что курение конопли вызывает рак лёгких.
Почему бы пациенту, ждущему в длинной очереди, не взять орган повышенного риска, если альтернативы нет?
Источник: Leafly