В настоящее время небогатые слои населения США, благодаря которым состоялась легализация, вынуждены состязаться в неравных условиях с процветающими большими компаниями, примазавшимися к ней позже.
В двух часах езды из Сан-Франциско в сторону округа Мендосино, ухоженные виноградники отступают под натиском Изумрудного треугольника, конопляный бизнес которого завоёвывают всё большую популярность и , следовательно, пространство.
В июне этого года на пикник во время выходных сюда съехались более 300 представителей каннабизнеса: они разводили костры, устраивали посиделки под звёздным небом и речные заплывы.
Столь душевная атмосфера располагала к откровенным разговорам о заработках на конопле.
Учитывая тот факт, что американцы ежегодно тратят около 40 миллиардов долларов, как на легальную, так и нелегальную коноплю, аппетиты участников рынка растут по мере развития легализации, и каннапром буквально врывается в повседневную жизнь обычного жителя США.
В одном только штате Калифорния — более десятка тысяч ферм, занятых выращиванием конопли в основном для вейпинга и еды. Спрос на неё растёт не только среди молодёжи, но и пожилых людей.
Так что у конопли — блестящие перспективы.
В 2014 году, когда Колорадо стал первым штатом, узаконившим рекреационную марихуану, конопляные предприниматели столкнулись с кучей проблем: высокие налоги, постоянно меняющиеся законы и устойчивый чёрный рынок.
И хотя, как говорится, бабло решает всё, здесь не забывают о моральном факторе.
В США «война наркотикам» была объявлена президентом Ричардом Никсоном в 1971 году.
Больше всех от этого пострадали негры, латиносы и прочие национальные меньшинства.
К ним следует добавить больных СПИДом, инвалидов и ветеранов, в своё время грудью вставшими за легализацию. У этих людей не так уж много денег, и они не в состоянии конкурировать наравне с лихо оседлавшими эту тему богатыми корпоративными трутнями.
В стране с набирающим силу каннабизнесом, необходимо сохранять моральные принципы и социальную справедливость. Особенно по отношению к тем людям, которые в своё время понесли уголовную ответственность, чтобы мы наслаждались конопляной свободой.
История Эмбер Сентер, бизнес-леди и активистки, принявшей участие в пикнике на выходных в Мидоу-Лендс — красноречивый пример тому, как человеку другой расы не просто пробиться в американский каннабизнес.
В 2014 году Сентер переехала в Окленд, штат Калифорния. До этого она много лет проработала в береговой охране. Потом прошла курсы корпоративного маркетинга и художественного дизайна. В настоящее время руководит конопляной аптекой и является активным защитником прав в этом бизнесе таких же цветных женщин, как она сама.
Окланд не самый благополучный город в межрасовых отношениях. Именно здесь зародилась радикально левая негритянская партия «Чёрные пантеры».
С 2004 года здесь начали открываться первые конопляные аптеки в США. Позже городские власти приняли так называемую «программу равных возможностей», которая оказывает помощь конопляным предпринимателям, наиболее пострадавшим от законов времён «войны с наркотиками».
На Сентер эта программа не распространялась. В ноябре 2017 года её деловой партнёр принял на работу 50-летнего Маршалла Кросби, человека с тяжёлым прошлым. Он уроженец обедневшего восточного района Окленда, воспитывался в многодетной семье, имеет семь пулевых ранений и отмотал за наркотики срок в тюрьме. Программа равных возможностей как раз для таких людей.
Именно, благодаря ей, Кросби улыбнулась удача. Он оказался в числе четырёх счастливчиков, выигравших аптечные лицензии.
Спустя несколько недель, он заявил, что не хочет больше работать с Сентер. Кросби решил сотрудничать с сетью конопляных аптек, расположенных в Сиэтле за 800 миль от Окленда.
В интервью он признался, что в аптеке Сэнтер ему просто не понравилось работа.
Со временем оклендская программа была расширена и предоставляла бывшим заключённым за наркотики, проживающим в этом городе, не только рабочие места, но и право стать собственниками местных зелёных аптек. Но это обстоятельство не остановило Кросби от сотрудничества с аптекой, расположенной в другом городе.
Сеть аптек Сиэтла предоставила ему больше возможностей, чем в Окленде, и, по словам Сэнтер, такие случаи нередки. Сама же она собирается расширять свой бизнес и откроет новую аптеку в китайском квартале, цены в которой будут ниже, чем у конкурентов.
Большинство участников пикника были далеко не новичками в каннабизнесе и имели за плечами многолетний опыт в этой сфере.
Заниматься коноплёй в Калифорнии далеко не просто. Те, кто добиваются успеха на этом поприще, как правило, люди с крепкой деловой хваткой, большие знатоки не только в конопле, но и в хитросплетениях законов калифорнийского рынка, которые буквально опутали каннабизнес после рекреационной легализацией.
Поэтому производителям, привыкшим работать в теневом рынке, нелегко даётся переход в легальный сектор.
На легальной марихуане трудно разбогатеть.
Крупным компаниям проще и спокойнее получать прибыль, занимаясь сельхозпродукцией, алкоголем или фармацевтическими препаратами.
Малый бизнес тоже уже не ждёт особых привилегий. В начале легализации его представители ещё надеялись, что плантации площадью более 1 акра будут запрещены до 2023 года с тем, чтобы дать время адаптироваться мелким производителям конопли.
Но когда в ноябре прошлого года вышли новые правила землепользования, в них оказалась юридическая лазейка, благодаря которой почти сразу стали появляться крупные фермы с обширными плантациями.
В калифорнийской Ассоциации производителей конопли состоят около 1000 человек.
Фрэнчи Канноли один из них. Он американец французского происхождения и утверждает, что коноплеводам следует брать пример с французских виноделов, имеющих свою «шкалу качества», которая учитывает состояние почв и климатические условия и помогает получать хорошие урожаи. Эти стандарты были приняты в конце ХІХ века, и позволяют производить вина очень высокого качества, несмотря на то, что виноделием во Франции занимаются испокон веков.
Инициатива Фрэнчи пользуется поддержкой, но от неё мало толку, если малые производители в скором времени не научатся конкурировать с крупными компаниями.
Однако мелкие фермеры не теряют оптимизма, и у них есть политическая поддержка. Доказательством тому является присутствие на пикнике сенаторов штата Кевина де Леона и Дианы Файнштайн.
Они являются горячими сторонниками легализации.
— Многие люди с частичной занятостью, а также безработные видят в конопле своё будущее, — отметил Де Леон во время утреннего выступления на пикнике.
Канада идёт к легализации более организовано, чем США. Конопляная промышленность этой страны — наглядный пример для американцев будущего, которое их ожидает.
Несколько компаний уже твёрдо встали на ноги и доминируют над канадским рынком каннабиса. Через несколько недель после пикника в Мидоу-Лэндз, состоялась другая встреча представителей каннапрома в одной из крупнейших гостиниц в Ванкувере.
Основным докладчиком выступил легендарный исполнитель панк-рока Генри Роллинс. В своём обращении он призвал участников конференции не жадничать в своём бизнесе. Но вряд ли кто из них воспринял его слова всерьёз.
Там же состоялся конкурс на лучший сорт, в котором приняли участие четыре компании, включая Canopy Growth — самую крупную конопляную фирму в Канаде, акции которой котируются на нью-йоркской фондовой бирже.
Призовой фонд составил 1 млн. канадских долларов.
После тщательного лабораторного анализа, первое место занял бородатый фермер в пятом поколении, владелец фирмы Bella Vista Cannabis. Судья добавил, что эта компания выиграла этот приз также за бережное отношение к окружающей среде и свою социальную политику.
Через несколько недель после конференции компания Canopy заявила о согласии американского концерна Constellation Brands, выпускающего напитки и пиво Corona, инвестировать в неё 4 млрд. долларов.
Что касается фирмы Bella Vista, она, как и многие представители малого бизнеса, продолжает разгребать ворох проблем и вести нелёгкую борьбу за своё выживание.